Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

 

объявление

  1.  ГБПОУ Ангарский автотранспортный техникум предлагает разработанные ОПОП по специальностям СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном).    Аннотации к примерным программам  учебных дисциплин и профессиональных модулей можно посмотреть в разделе Сведения об образовательной организации  - Образование.

новости

  События, праздники, подведение итогов, традиционные мероприятия, встречи читать дальше>>

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Инновационная деятельность

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

 НА УРОКАХ ЧЕРЧЕНИЯ

В УСЛОВИЯХ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Боковикова В. С.,

                                                   преподаватель

ГБПОУ «Ангарский автотранспортный техникум»

 

        Современному производству нужен специалист, который глубоко знает научно-технические основы производства, творчески подходит к выполняемой работе, может самостоятельно осваивать новую технику, грамотно ее эксплуатировать, при необходимости легко переходить от решения одних производственных задач к другим. В решении этих задач большая роль принадлежит общетехнической подготовке, которая, являясь частью технического образования, представляет собой важную составляющую в подготовке рабочих. В системе общетехнической подготовки, в свою очередь, значительную роль играет обучение черчению.

         Настоящее время характеризуется еще и тем, что приобретенные знания, особенно в области производственных технологий, быстро устаревают. Это приводит к тому, что в обществе все более ощущается потребность в гармонично развитой творческой личности, легко адаптирующейся к быстро изменяющимся условиям и технологиям. Как показал анализ педагогической практики, особую сложность при формировании творческого воображения обучающихся  представляет развитие пространственного  мышления.

        Повышение  качества общепрофессиональной подготовки специалистов различных отраслей производства невозможно без существенной опоры на высокий уровень творческой подготовки в образовательном  учреждении, без развития пространственных представлений и формирования пространственного мышления обучающихся, без связи ее с техникой и любой практической деятельностью. В отечественной психолого-педагогической литературе по данной проблеме даются представления о пространственном мышлении, которое можно формировать. Так в работах А.Д. Ботвинникова, Д.Б. Богоявленской, P.M. Грановской, И.Я. Каплунова, Е.М.  и др. детально рассмотрен этот компонент.

        Изучение состояния остаточных знаний по школьному курсу черчения обучающихся первокурсников (на примере Ангарского автотранспортного техникума) показало,  что более 50% обучающихся недостаточно владеют знаниями правил  выполнения, оформления чертежей, способами графического представления пространственных образов. Многие обучающиеся  (78%)  имеют низкий уровень сформированности навыков чтения чертежей отдельных деталей, сборочных чертежей.

        Подобная ситуация с графической подготовкой обусловлена различными факторами педагогического, психологического, методического, организационного характера. Проведённые исследования, основанные на наблюдениях большого числа учебных занятий по черчению, опросе обучающихся и беседах с преподавателями техникумов, позволяют сделать вывод, что в рамках традиционной  двухчасовой системы  обучающимся не хватает учебного времени для решения и качественного выполнения графических работ. С другой стороны, самостоятельное выполнение чертежей после занятий также затруднено, ибо обучающимися параллельно изучаются от 8 до 18 дисциплин, что приводит к распылению и рассредоточению их внимания, энергии, времени.

          Анализ изученной проблемы  говорит о том, что  непрерывное и целенаправленное развитие пространственного мышления  обучающихся в процессе обучения черчению  будет эффективным, если создать определённые организационно - педагогические условия.  Речь идёт о технологии концентрированного обучения, предполагающей сосредоточение внимания обучающихся, концентрацию учебного времени, учебного материала и деятельности преподавателей и обучающихся на непрерывном изучении небольшого (от одного до трех-четырех) числа предметов. Это предполагает расширение временных рамок учебных занятий.

           В плане работы по обозначенной проблеме разработана программа эксперимента по теме: «Развитие пространственного мышления на уроках черчения в условиях концентрированного обучения». Концентрированное обучение осуществляется на основе организационной перестройки учебного процесса, связанной с концентрацией времени изучения определённой дисциплины,  т. е. недельного погружения в предмет с одним разбавителем в день. В рамках эксперимента  подобрана,  изучена литература  и опыт работы других педагогов,  разработана программа адаптационного типа по предмету «Черчение», в которой тематический план составлен с учетом недельных погружений. В программе содержание предмета разбито на модули. Модули рассчитаны на 12 или на 24 часа, согласно недельному погружению в предмет. Каждый модуль предусматривает организацию учебной деятельности таким образом, что создаются условия направленные на  развитие пространственного мышления. Активно управлять процессом целенаправленного непрерывного развития пространственного воображения можно через систему задач и упражнений - это конструктивные задачи, проекционные  задачи, логические упражнения. Для непрерывного целенаправленного развития пространственного воображения был разработан учебно-методический комплекс, включающий методы  активного обучения, решение графических задач, выполнение чертежей, упражнений, разнообразное применение технических средств обучения и средств наглядностей,  графических и конструкторских задач, направленные на развитие пространственного  мышления обучающихся.

        В ходе эксперимента была проведена вводная и текущая диагностика по определенным методикам, на основании которой можно сделать вывод о необходимости и целесообразности непрерывного развития пространственного мышления  в условиях концентрированного обучения методом недельного погружения в предмет.

 

                             Список  использованных источников

1.Ибрагимов Г.И. Программа и методика экспериментальной работы по концентрированному обучению в средней профессиональной школе. -Казань: ИССО РАО, 1997. 60 с.

2.Ибрагимов Г.И. Технология концентрированного обучения. Наб. Челны: Камаз, 1992.-31 с.

3.  Ибрагимов Г.И. Формы организации обучения: теория, история, практика. Монография. Казань: изд-во «Матбугат йорты», 1998. - 327 с.

4. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. -Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии. Академия педагогических наук СССР М.: Педагогика, 1980. - 240 с.

5. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. - 144 с.

 

 

фото альбом

 

Погода в Ангарске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ангарск © 2006–2011 web- мастер