Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

 

объявление

 1.  ГБПОУ Ангарский автотранспортный техникум предлагает разработанные ОПОП по специальностям СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном).    Аннотации к примерным программам  учебных дисциплин и профессиональных модулей можно посмотреть в разделе Сведения об образовательной организации  - Образование.

новости

  События, праздники, подведение итогов, традиционные мероприятия, встречи читать дальше>>

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н.Ф. Арганы, директор ГБПОУ ААТТ, к.п.н.

 

ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЕРИМЕНТА «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

 

Уважаемый председатель экспертного  совета, уважаемые члены совета, уважаемые коллеги!

Разрешите  представить промежуточные результаты экспериментальной работы педагогического коллектива «Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Иркутской области «Ангарский автотранспортный техникум»      по теме «Организационно-педагогические условия концентрированного обучения в профессиональном образовании».

       Внедрение стандартов нового поколения в профессиональное образование потребовало системных изменений основной профессиональной образовательной программы и её основных документов, регламентирующих  содержание и организацию учебного процесса.

       Важным моментом реализации ОПОП в настоящее время является интеграция теории и практики, а это может быть достигнуто только в результате соответствующей организации учебного процесса, в специально созданной образовательной среде.

Необходимость реализации ФГОС вступила в противоречие с существующей образовательной системой профессионального образования, в частности, с традиционно сложившейся классно-урочной системой организации процесса обучения по освоению содержания.

Обнаружившиеся противоречия привели к необходимости поиска подходов по модернизации классно-урочной системы. В качестве одного из таких подходов в профессиональной школе можно предложить систему концентрированного обучения.

Выше обозначенные противоречия подтверждают актуальность выбранного направления нашего исследования и позволяют обозначить проблему: организационно-педагогических условий концентрированного обучения в профессиональном образовании. Осознание вышеизложенного обусловило выбор темы нашего эксперимента: «Организационно-педагогические условия концентрированного обучения в профессиональном образовании».

Цель эксперимента состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности организационно-педагогических условий концентрированного обучения в системе начального профессионального образования.

          Цель исследования достигается путем решения ряда задач:

1. Проанализировать современное состояние проблемы в педагогической теории и практике. 

2. Определить теоретико–методологическую базу концентрированного обучения.

3. Выявить и обосновать оптимальные с точки зрения развития профессиональной компетентности организационно–педагогические условия концентрированного обучения в процессе профессиональной подготовки;  

4. Разработать показатели и критерии для оценки результативности концентрированного обучения;

5. Экспериментально проверить эффективность концентрированного обучения. 

В настоящее время в педагогической теории достаточно серьезно и детально разработаны проблемы профессионального образования (С.Я. Батышев, А.П. Беляева и др.), в том числе значительное внимание уделено вопросам разработки содержания (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский и др.) и методики профессионального образования (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др). В работах Г.И. Ибрагимова, И.М. Чошанова и др. отмечается необходимость развития и совершенствования системы форм организации процесса обучения и, в частности, предлагается использование концентрированного обучения как нового направления в педагогической теории и практике (Г.И. Ибрагимов).  

Работы Г.А. Берулавы, М.Е. Бешадского, В.В. Давыдова и др.,  а также  собственный опыт   позволяют нам сделать вывод о том, что  важными условиями успешности обучения является выбор технологии обучения, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и прежде всего доминирующий когнитивный (познавательный) стиль.

Однако работы, в которых рассматриваются проблемы концентрированного обучения в системе профессионального образования с детальной проработкой его организационно-дидактических основ нами не обнаружены.

Основываясь на анализе публикаций по тематике  нами были определены организационно-педагогические условия концентрированного обучения:

Первое - отбор (комбинирование) материала учебных дисциплин и модулей с позиций интеграции разнородных знаний, дающих возможность комплексного многостороннего рассмотрения сферы профессионального труда.

Второе - организация концентрированного обучения методом недельного погружения в предмет с одним разбавителем в день.

Третье - использование групповых форм с учетом стилевых (познавательных) особенностей обучающихся при организации учебного процесса.   

Для обеспечения первого условия на основе примерных программ в соответствие с требованиями к минимуму содержания учебного материала нами  разработаны рабочие программы учебных дисциплин, для экспериментальных групп. Тематический план разбивается на погружения по 24часа. Каждое погружение рассчитано на одну неделю. К рабочим программам педагогами разработан  учебно-методический комплекс, в том числе контрольно-оценочные материалы.

Чтобы обеспечить второе условие в начале учебного года нами определяются «основные» учебные дисциплины и «дисциплины-разбавители». Учитывая субъективные и объективные причины «разбавителями» нами были определены: материаловедение, основы медицинских знаний, ОБЖ, физкультура.

-         общее годовое число часов по предмету делится на «погружения» по 24 часа каждый, определяется количество «погружений» по каждому предмету;

-         составляется график «погружений в предмет»;

-         еженедельно составляется расписание уроков с учетом графика недельных погружений;

-         далее в течение 4-6 дней обучающиеся изучают только этот предмет, чередуя с «предметами-разбавителями».

За это время на качественном уровне изучается материал всего курса. Одно такое погружение происходит за одну часть времени. 

В следующем промежутке времени вновь возвращаются к этому материалу, углубляя и расширяя ранее полученные знания путём оперирования ими в стандартных ситуациях.

Во время третьего погружения учащиеся учатся применять знания в новых, нестандартных ситуациях. На последнем этапе концентрированного изучения предмета учащиеся обучаются умениям творческого применения знаний.

 В первой половине дня проводится 6 уроков. Во второй половине дня учащиеся работают на консультациях и дополнительных занятиях.  

Важно подчеркнуть то, что одно и то же содержание в течение дня прорабатывается в разных формах учебной деятельности при большом удельном весе самостоятельной работы учащихся.

Обязательное требование третьего условия это изучение стилевых особенностей, и методических рекомендаций по организации учебной деятельности обучающихся с различными когнитивными стилями, дифференциации учебной группы на подгруппы по интегральным когнитивным стилям обучающихся.

 Из большого набора когнитивных стилей нами выбраны те, которые в наибольшей степени существенны в индивидуальной познавательной деятельности.  Это дифференцированность поля восприятия «полезависимость–поленезависимость» и тип мышления «гибкость–ригидность». Ортогональность выбранных когнитивных стилей позволяет применить для их интеграции декартовую систему координат.

Педагогами организуются учебные занятия в гомогенных и гетерогенных по интегральным когнитивным стилям подгруппах, разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты,  оценочные материалы на входе в погружение, текущему контролю и контролю на выходе.

 Экспериментальная работа по проверке эффективности концентрированного обучения в профессиональном образовании рассчитана на три этапа 3 этапа. 

На первом осуществлялось теоретическое обоснование проблемы исследования, проводилась диагностика уровня качества образования.

Для осуществления комплексной подготовки экспериментальной деятельности нами определены следующие направления работы:

1.  Повышение квалификации педагогических работников по указанной проблеме:

2.  Разработка рабочих программ, учебно-методического комплекса, контрольно-оценочных материалов:

3.  Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

На втором этапе (2010-2013уч.гг.) происходит поэтапное внедрение концентрированного обучения в образовательный процесс в группах обучающихся начального профессионального образования, которое сопровождается текущим сбором и обработкой результатов эксперимента. С целью своевременной корректировки негативных последствий.

Промежуточные результаты экспериментальной работы нами были представлены на Региональном семинаре для заместителей директоров, методистов и педагогических работников.

Каждым педагогом-исследователем для слушателей были проведены презентация, мастер-класс и учебное занятие.

Круглый стол «Плюсы и минусы. Классно-урочная система и система концентрированного обучения» завершил работу семинара.

На третьем этапе    нами будет проводиться обработка результатов с использованием методов математической статистики и анализ результатов эксперимента.

Для оценки эффективности концентрированного обучения нами определены показатели: результативность учебной деятельности, личностное развитие, психологическая комфортность обучения, профессиональное становление.

Каждому показателю поставлен в соответствие ряд критериев.

Результативность учебной деятельности оценивается нами по обученности и готовности к приобретению новых знаний.

                 Личностное развитие - по формированию общих компетенций и способностью к адаптации.

Психологическая комфортность обучения определяется по уровням тревожности и негативных эмоциональных переживаний.

Профессиональное становление – по формированию профессиональных компетенций.

Вашему вниманию предлагаются промежуточные усредненные по группам обучающихся результаты сравнительного анализа  эффективности концентрированного обучения.

Рассмотрим изменение обученности обучающихся в процессе эксперимента. Обученность измеряется двумя индикаторами: качеством и успеваемостью. Как видно из рисунка, в экспериментальных группах  промежуточные результаты успеваемости и качества в экспериментальных группах выше.

Отношение эффективности концентрированного и традиционного обучения с точки зрения повышения уровня обученности в среднем составляет:

- успеваемость -  1,1

- качество - 1,9

Определяя познавательную активность как стремление к новым знаниям, можно говорить о возрастании и расширении познавательного интереса обучающихся. Эффективность познавательной активности обучающихся экспериментальных групп составляет Э : К =1,93

Вашему вниманию представлен более подробный анализ трех общих компетенций (5, 6, 7) на формирование которых по нашему убеждению значительное влияние оказывает организация учебного процесса по системе концентрированного обучения. 

В экспериментальной группу происходит более эффективное в сравнении с контрольными их формирование. Отношение приращений этих показателей в экспериментальной и контрольной группах равно: 3,2; 1,7 и 43,5 к одному  соответственно.

Самоактуализация обучающихся еще один критерий личностного развития обучающихся который так же имеет положительную динамику. Эффективность составляет 4,9 к одному.

Обучающиеся экспериментальных групп более активные участники общественной жизни техникума. Имеют достижения на различных уровнях: города, области, региона.

Как показали предварительные результаты эксперимента, в результате концентрированного обучения происходит  развитие интегрального «гибкого-поленезависимого» когнитивного стиля обучающихся.

Отдельными точками на рисунке представлены интегральные стили обучающихся в начале и на сегодняшний день эксперимента. Начало координат соответствует  среднему значению интегрального стиля группы в начале эксперимента. В таком представлении изменение среднего по группе интегрального стиля может быть изображено вектором из начала координат в среднюю точку к концу эксперимента.      Изменение интегрального стиля контрольной группы незначительно в сравнении с экспериментальной.

Эффективность развития интегрального стиля в экспериментальной и контрольной группах через отношением длин векторов  будет проанализирована нами в конце третьего этапа эксперимента.

 Нами изучается  и психологический климат в учебных группах, показателями которого являются уровень тревожности и негативных эмоциональных переживаний, как личностных так и связанных с процессом обучения. 

В экспериментальной группе уровень тревожности и негативных эмоциональных переживаний приближаются к норме. В контрольной группах происходит приближение но не достаточное до статистического значения нормы.

На основании предварительных результатов эксперимента можно предположить, что концентрированное обучение создает более комфортные условия для обучения.

Положительная динамика в аспекте профессиональной мотивации наблюдается в обеих группах и по всем шкалам: «приобретение знаний», «овладение профессией» и «получение диплома», но в экспериментальной группе значения результатов значительно выше.

При сравнении значений «профессиональные компетенции» хорошие результаты в целом в экспериментальной группе, тогда как в контрольной наблюдается скачкообразный характер.

В целом за период внедрения эксперимента наблюдается профессиональный рост и педагогов-исследователей. Педагоги активно участвуют в НПК, проблемных семинарах, конкурсах, занимают призовые места, повышают уровень своего профессионализма.

Уважаемые члены экспертного совета, педагогическим коллективом автотранспортного техникума  намечена работа на 2012-2013 уч.гг. продолжить работу по следующим направлениям:

1.      Решение проблемы повышения качества образования

- Теоретическое обучение (качество – не ниже 80%, успеваемость – не ниже 95),

- Практическое обучение (качество – не ниже 95%, успеваемость – не ниже 100%

2. Систематизация учебно-методических и контрольно-измерительных материалов по учебным программам.

3. Издательская деятельность.

4. Организация учебного процесса методом недельного погружения всех учебных групп и курсов НПО

 

 

фото альбом

 

Погода в Ангарске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ангарск © 2006–2011 web- мастер