Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

 

объявление

   1.  ГБПОУ Ангарский автотранспортный техникум предлагает разработанные ОПОП по специальностям СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном).    Аннотации к примерным программам  учебных дисциплин и профессиональных модулей можно посмотреть в разделе Сведения об образовательной организации  - Образование.

новости

  События, праздники, подведение итогов, традиционные мероприятия, встречи читать дальше>>

 
 
 

 

Н.Ф. Арганы, директор ГБПОУ ААТТ, к.п.н.

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА

КАЧЕСТВА В АНГАРСКОМ АВТОТРАНСПОРТНОМ ТЕХНИКУМЕ

 

Наиболее актуальной проблемой в области профессионального образования в современных условиях является повышение его качества. Учитывая современные тенденции развития профессионального образования, руководством техникума было принято решение о разработке и внедрении в техникуме системы менеджмента качества (СМК).

В качестве модели СМК В Ангарском автотранспортном техникуме была выбрана модель Всеобщего управления качеством, закрепленная в международных стандартах качества серии ИСО 9000 и  адаптированных национальных стандартах ГОСТ  ISO 9001-2011.

В России ГОСТ ISO 9001-2011 входит в серию международных стандартов ISO 9000. Он разрабатывается с 1987 года Международной Организацией по Стандартизации (ISO - International Organization for Standardization) и применяется на сегодняшний день более чем в 190 странах по всему миру.

По своей сути ИСО 9001-2011 не является показателем качества конкретного продукта, это система менеджмента качества (СМК). Она обеспечивает стабильное функционирование всех отделов сертифицируемой организации благодаря проведению внутреннего аудита, процессному подходу и своевременному осуществлению корректирующих и предупреждающих действий.

ГОСТ  ISO 9001-2011 (ISO 9001-2008) базируется на следующих принципах успешного построения СМК:

1.    Ориентация на потребителя.

2.    Лидерство и поддержка со стороны руководство (лидерство руководителя).

3.    Вовлечение работников в процесс улучшения качества.

4.    Подход к системе как к процессу.

5.    Системный подход к управлению.

6.    Постоянное улучшение всех областей деятельности (постоянное улучшение).

7.    Партнерство с поставщиками. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

8.    Сбор объективных данных и использование инструментов качества для принятия решений (принятие решений, основанное на фактах).
(ГОСТ 
ISO 9001-2011, Гл.3).

Разработка СМК в техникуме включала несколько этапов:

1. Выработка и формулирование стратегии, политики, целей и задач техникума в области качества. Составление плана по разработке, внедрению, поддержанию и совершенствованию СМК техникума.

На основе анализа маркетинговых исследований требований основных потребителей образовательных услуг техникума администрацией техникума совместно с педагогическим коллективом разработана  Миссия, цели, политика и обязательства в области качества образования.

Миссия, стратегические цели и политика в области качества изложены в документе, в котором зафиксированы в письменной форме все цели и обязательства в области качества. Данный документ рассмотрен и одобрен на педагогическом совете техникума от 25.03.2013 г., протокол №4. Данный документ является первоочередным в составе документации системы управления качеством.

Также в этот период был составлен и утвержден план по разработке и внедрению СМК техникума.

2. Обучение высшего руководства и отдельных групп персонала в области качества.

Формирование СМК в образовательных учреждениях на основе различных моделей является новым направлением в работе, поэтому необходимо провести обучение высшего руководства в области качества, а также тех сотрудников организации, которых планируется задействовать в процессе разработки элементов и документации системы менеджмента качества.  

Необходимо отметить, что процесс обучения сотрудников ОУ в области качества должен являться непрерывным процессом, сопровождающим все этапы создания и дальнейшего совершенствования системы менеджмента качества ОУ.

3.Проецирование стратегии и политики в области качества на все уровни управления и подразделения техникума.

Стратегические цели и задачи техникума были спроецированы нами на все уровни управления и структурные подразделения и нашли выражение в планах конкретных действий и мероприятий с указанием критериев результативности, сроков выполнения и ответственных.

4. Формирование организационной структуры системы СМК техникума  

Первым шагом этой работы было назначение уполномоченного по качеству от руководства техникума (Яркова И.И., зам. директора по ПО) и создание Совета по качеству (разработка положения о Совете по качеству).

Для обеспечения эффективного управления в образовательном учреждении, управления качеством были определены ответственность и полномочия на всех уровнях управления техникумом, разработана организационная структура управления.

Директор техникума обеспечивает проведение политики в области качества, несет ответственность за общее руководство качеством, определяет приоритеты в решении проблем качества. Зам. директора по УР несет ответственность за достижение целей в области качества, эффективное планирование образовательного процесса, реализацию профессиональных образовательных программ.

Каждый член трудового коллектива техникума несет ответственность за реализацию политики и целей в области качества и выполнение требований СМК в рамках  своих должностных обязанностей.

Обязанности, права, ответственность и взаимодействие персонала, который руководит, выполняет работы, влияющие на качество, определены и установлены в нормативных документах СМК, Уставе, Положениях о структурных подразделениях, должностных инструкциях руководителей и сотрудников.

5. Самооценка техникума (обследование рабочих процессов). Определение и описание рабочих процессов, систематизация и корректировка существующей нормативной (локальной) документации.            

В процессе внедрения СМК важная роль отводится внутренней самооценке (внутренним аудитам) процессов и подразделений техникума.

 В соответствии с планом нами проводятся аудиты отдельных подразделений и процессов. По итогам проведенных аудитов предпринимаются корректирующие действия и намечаются мероприятия по улучшению.

Кроме того, регулярно проводится внутренний аудит качества учебных занятий, для осуществления которого в техникуме разработаны: контрольная инструкция, бланки аудита. Внутренний аудит учебных занятий осуществляется на основании графика, составляемого на каждый месяц. Результаты внутреннего аудита учебных занятий за месяц обсуждаются на заседаниях ДЦК, полученные данные анализируются руководством техникума и на основании этого разрабатываются и реализуются корректирующие или предупреждающие мероприятия.

После устранения выявленных в процессе самооценки и внутренних аудитов недостатков принимается решение о введении системы качества ОУ в действие в полном объеме. 

Этапы поддержания и развития СМК являются основными в стадии жизненного цикла СМК. Они включают следующие действия со стороны руководства: проведение аудитов качества (внутренних и внешних) и непрерывного улучшения СМК техникума.

Внутренний аудит качества в техникуме осуществляется на основе разработанной документированной процедуры.

Внешний аудит качества включает процедуры проведения итоговой государственной аттестации выпускников с участием представителей работодателей в качестве председателей государственной аттестационной комиссии. Все эти процедуры документально оформлены и поддерживаются в рабочем состоянии.

Аудит качества это систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность внедрения мероприятий и их пригодность поставленным целям. Посредством аудита качества проверяется эффективность всех видов деятельности ОУ, обеспечивающих качество. Благодаря этому вскрываются слабые места, принимаются корректирующие меры, контролируется эффективность принятых ранее корректирующих мер в целях обеспечения соответствующего заданным нормам качества и одновременной перепроверки целесообразности всех обеспечивающих качество мер, принимаемых в техникуме.

Требования и рекомендации стандартов серии ISO 9000:2000 предусматривают регулярное проведение внутренних проверок (внутренних аудитов) как отдельных рабочих процессов, так и системы качества в целом, а также проведение комплексной самооценки.

Кроме того, в процессе этой работы нами проводилась перекрестная проверка всех документов на взаимосогласованность и непротиворечивость их друг другу. При необходимости в  документы вносились коррективы. В результате в техникуме был разработан комплект нормативных локальных актов.

6 этап. Разработка документации системы менеджмента качества (Руководство по качеству, документированные процедуры, рабочие инструкции).

Документация СМК техникума состоит из четырех уровней.

Первый уровень – Руководство по качеству (включая политику, миссию руководства, цели и стратегию в области качества).

Второй уровень документации СМК состоит из документированных процедур, которые составляют первичную документацию, объединенную в Систему менеджмента качества:   «Управление документацией», «Управление записями», «Внутренний аудит», «Управление несоответствующей продукцией», «Корректирующие и предупреждающие действия по устранению несоответствий»; методические инструкции «Порядок работы приемной комиссии», «Проектирование и планирование учебного процесса», «Порядок и организация учебного процесса», «Мониторинг качества образовательных услуг» и др.).

Ответственность за разработку и поддержание в рабочем состоянии документированных процедур возложена на руководителей структурных подразделений в соответствии с матрицей ответственности.

Третий уровень документации СМК техникума состоит из должностных инструкций, положений о структурных подразделениях и советах, правил осуществления деятельности и др. Требования документации третьего уровня являются обязательными для руководителей структурных подразделений, педагогических и других работников соответствующих структурных подразделений техникума, заинтересованных в СМК.

Документы четвертого уровня называются записями по качеству. К ним относятся: рабочие программы дисциплин, календарно-тематические планы, учебные журналы, зачетные книжки, отчеты, приказы, протоколы, экзаменационные ведомости и т.д.

Все документы СМК разрабатываются в соответствии с внешними нормативными документами: Конституцией РФ, гражданским законодательством, в том числе Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «Об образовании в РФ», «О потребительской кооперации, потребительских обществах, их союзах в РФ», указами Президента и постановлениями Правительства, ГОС СПО  и другими нормативными актами, а также Уставом, лицензионными документами техникума, постановлениями Респотребнадзора.

7. Разработка системы измерения основных показателей и характеристик рабочих процессов.

Для оценки результативности деятельности техникума, его подразделений и отдельных процессов необходимо было определить основные показатели и критерии рабочих процессов и разработать систему их измерения, контроля, анализа степени достижения целей и постоянного улучшения. С этой целью в техникуме сформирована общая система измерений и мониторинга основных рабочих процессов и видов деятельности, предусматривающая соответствующие процедуры:

-        измерения удовлетворенности внутренних и внешних потребителей – студентов, работодателей, персонала (преподавательского и вспомогательного персонала), общества и других;

-        мониторинга качества основных рабочих процессов с установлением конкретных измеряемых характеристик, зон их допустимых и целевых значений;

-        оценки качества полученных знаний, навыков и умений студентов, включая процедуры текущего и заключительного контроля.

В техникуме разработана и внедрена документированная процедура регламентирующая осуществление мониторинга качества образовательных услуг. Система мониторинга, измерений и анализа качества образовательной услуги, процессов и продукции техникума представлена  на слайдах.

Механизм изучения регионального рынка труда с целью формирования и обновления банка данных о трудоустройстве выпускников техникума направлен на систематизацию работы всех уровней управления техникума по изучению вопросов трудоустройства  выпускников, определение их востребованности на рынке труда, степени удовлетворения требований работодателей к  качеству подготовки, формированию новых требований к современным специалистам.

Основными целями работы по изучению регионального рынка труда и формированию банка данных о трудоустройстве выпускников техникума являются:

-        систематизация работы по сбору данных о трудоустройстве выпускников техникума;

-        мониторинг реального трудоустройства (востребованность)  и карьерного роста выпускников;

-        изучение регионального рынка труда и распределения выпускников техникума;

-        изучение и анализ качества  подготовки специалистов на основе изучения отзывов работодателей о профессиональной компетентности выпускников техникума;

-        изучение требований работодателей и потребителей образовательных услуг техникума  к содержанию и качеству подготовки специалистов;

-        привлечение выпускников техникума - ведущих специалистов предприятий и организаций к  участию в проведении педагогических семинаров и конференций по внедрению практико-ориентрованных методов обучения, повышению качества профессиональной подготовки специалистов;

-        совершенствование профориентационной работы в техникуме;

-        развитие социального партнерства.

7. Разработка системы корректирующих и предупреждающих действий на основе идентификация всех возможных видов несоответствий продукции и процессов.

Под несоответствием понимается ситуация, при которой процесс не выполняет установленных для него требований (включая требования к продукции процесса). Такое невыполнение требований процесса может быть в следующих случаях:

-        значения характеристик процесса находится вне установленных границ

-        значения характеристик процесса демонстрируют нахождение его в неуправляемых условиях (статистически неуправляемое состояние)

-        значения характеристик процесса в течение планируемого периода не достигают целевых значений.

Для устранения причин несоответствий продукции и процессов могут предприниматься корректирующие и предупреждающие действия. Корректирующие действия проводятся с целью принятия мер по устранению причин и сведению к минимуму возможностей повторного появления выявленных несоответствий. Предупреждающие действия проводятся с целью принятия мер по устранению причин потенциальных несоответствий для предупреждения их появления.

Корректирующие и предупреждающие действия являются составными частями процесса улучшения качества и предпринимаются адекватно последствиям выявленных или потенциальных несоответствий. В техникуме для идентификации несоответствий и применения соответствующих мер разработана и внедрена документированная процедура, регламентирующая осуществление корректирующих и предупреждающих действий.

8. Внедрение системы менеджмента качества представляет собой переход техникума и его подразделений на работу в соответствии с подготовленными, утвержденными и введенными в действие документами СМК. С этой целью на рабочих местах нами были определены обязанности, полномочия и ответственность каждого сотрудника в рамках СМК, проверено выполнение персоналом документированных процедур.

В соответствии с планом разработки и внедрения СМК техникума уполномоченные по качеству осуществляют координацию деятельности по внедрению элементов системы качества, определяют методы по совершенствованию СМК. Функции и должностные обязанности уполномоченных по качеству определены в Руководстве по качеству техникума.

Большое значение в реализации плана внедрения СМК отводится Совету по качеству, на заседаниях которого определяются проблемы и решаются вопросы по проведению мероприятий, связанных с внедрением и поддержанием в рабочем состоянии документов СМК.

Работа Совета по качеству ведется по плану, утверждаемому на учебный год и составляемому с учетом основных мероприятий, установленных в Плане разработки, внедрения, поддержания и совершенствования СМК техникума и Программы развития техникума. Заседания Совета по качеству протоколируются.

Все разработанные документы СМК: руководство по качеству, документированные процедуры, рабочие и должностные инструкции  утверждаются директором техникума.

Уполномоченный по качеству от руководства техникума обеспечивает распространение документов во все подразделения и доведение соответствующих документов до должностных лиц и отдельных сотрудников в части их касающейся.

СМК Ангарского автотранспортного техникума прошла экспертизу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в Системе добровольной сертификации систем менеджмента «Регистр систем менеджмента» и в апреле 2013 г. нам был выдан сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001: 2008).

Анализ деятельности СМК позволил   нам выделить положительные факторы в образовательной деятельности техникума:  

-        приоритеты  образования логично связываются с Миссией техникума и корпоративной стратегией, появляется сформированное видение перспектив развития;

-        при функционировании СМК не допускаются интуитивные действия и необоснованные решения, так как разработаны достаточно результативные механизмы предупреждения и разрешения проблем;

-        более четкое распределение ответственности и полномочий между подразделениями и более четкое определение критериев оценки результатов осуществляемой деятельности;

-        определенность должностных инструкций каждого сотрудника техникума, четкие критерии оплаты труда и материального поощрения повышают прозрачность функционирования  учебного заведения;

-        студенты получают возможность получать образование гарантированного качества и влиять на важнейшие  его составляющие;

-        преимущества для администрации: прозрачность и более высокая эффективность управления, возможность для привлечения дополнительных ресурсов; позитивные культурные изменения, улучшение документации.

-        повышение авторитета техникума и его конкурентоспособности.

Кроме того, сертификацию действующей системы менеджмента качества техникума можно рассматривать и как условие успешности для прохождения аккредитации и лицензирования.

Одним из требований менеджмента качества в образовании и современного состояния развития рынка образовательных услуг является направленность на удовлетворение запросов и потребностей всех групп потребителей:

внешних - учащихся школ, средних профессиональных учебных заведений, ВУЗов, работодателей,

внутренних – самих педагогов, осуществляющих междисциплинарную преемственность на протяжении всего образовательного процесса.

Это позволяет оперативно и гибко реагировать на изменения внешней среды, за счет создания системы маркетинговых исследований запросов и требований потребителей и учета их мнений при формировании учебных планов и образовательных услуг.

Благодаря применению в управлении техникумом концепции процессного подхода, определенного в стандартах серии ИСО 9000, а также реализации принципа “непрерывного улучшения” деятельности и повышения качества, появляется жизненная потребность постоянного поиска и внедрения различных новаций и реализации инновационных процессов в образовании. Таким образом, система менеджмента качества выступает как основа, как развивающая среда, как движущий механизм реализации инновационных процессов, позволяющих кардинально осуществлять обновления, ведущие к улучшению и повышению качества образования.

 

 

 

 

фото альбом

 

Погода в Ангарске

 

 

Ангарск © 2006–2013 web- мастер